zoukability (zoukability) wrote,
zoukability
zoukability

Categories:

3 компонента легкости партнерши

Автор: Мурашева Надежда, Москва

Прекрасные танцоры, в этот раз я публикую статью, к которой подбиралась издалека в предыдущих материалах. Меня просили написать, как научиться лучше вестись, но это довольно сложная и объемная тема, и выложить все за один раз просто невозможно. И вот теперь, когда некоторые важные моменты уже подробно освещены в других статьях, я могу наконец подвести все это к вопросу легкости в танце.

Предыдущая переводная статья была посвящена тому, что значит быть легкой партнершей. Заметка хорошая и полезная, но в ней почти не говорилось о том, как этой легкости добиться. В этот раз я делюсь с вами тем, что осознала и чему научилась сама. Много конкретики по делу: что составляет легкость партнерши и утяжеляющие факторы.

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ ЛЕГКОСТЬ: 3 КОМПОНЕНТА

Первый компонент: CONNECTION
(По ссылке отдельная подробная статья про коннекшн. Она написана больше для партнеров, но почти все в ней применимо и для девушек)

Основа легкости, главное условие ее существования. Это не все, из чего складывается легкость, но если убрать connection, оставив все остальные составляющие, - легкость исчезнет полностью. Партнерша без коннекшена - это локомотив с отказавшими тормозами.

Итак, что такое connection?

"Connection" - связь, соединение, сцепление (англ.)

Грубо говоря, connection - это контакт, синхронизация, но в более глубоком значении. Это такое взаимопонимание и взаимоощущение в паре, когда партнеры как бы связаны друг с другом, полностью синхронизированы, ясно чувствуют ведение-следование друг друга и представляют единое целое.

Коннекшн - это фундаментальная основа любого парного социального танца, на которой строится все остальное. ВСЁ остальное. Это исходная точка. Вы еще стоите на месте и ничего не делаете, а коннекшн уже существует. (Ну или вы чувствуете его отсутствие со стороны партнера).

Суть коннекшена - постоянно чувствовать партнера.

Чувствовать его ведение, его телодвижения. В близком объятии - чувствовать малейший перенос веса партнера. Чувствовать, где он находится на расстоянии. Чувствовать изменения в мягкости/жесткости, в скорости его ведения и реагировать на них.



Это реально, этому можно научиться. Успех зависит от сознательного желания учиться, внимания к этой теме, понимания ее важности и от объемов регулярной практики.

Танец, в котором отсутствует коннекшн со стороны одного из танцоров или обоих сразу, - это забег, марафон, тренировка, выпендреж, - что угодно, но не танец. Внимание танцора в таком случае занято самим собой ("какая я красивая в танце"), отработкой движений или произведением впечатления на публику. Такой танцор просто забывает о том, что он танцует с другим живым человеком, который испытывает какие-то эмоции, обладает определенным индивидуальным уровнем техники и физической подготовки.

Ниже несколько общих рекомендаций для понимания, на чем сфокусировать свое внимание. Но главное для развития коннекшена - это на практике научиться его чувствовать, пропустить через себя. То, что вы представляете, как это работает, не говорит о том, что это есть в вашем танце.

Как почувствовать connection с партнером

1) Настройте максимум своего внимания на партнера

Не на себя, не на то, как вы двигаетесь или выглядите, не на вспоминание пройденных движений. Если вы пока не славитесь повышенной чуткостью к партнеру, и при этом ваши мысли заняты тем, как бы красиво выполнить поворот, вставить фишки из женского стиля, куда деть свободную руку, или вы слишком много внимания уделяете технике своих движений, - вы не почувствуете connection. Ваш мозг уже черезчур загружен, чтобы быть внимательным к воздействию со стороны. Если музыка уносит вас на своей волне, и ваши телодвижения диктуются музыкой, а не партнером, - лучше потанцуйте сольно. То, что вас прет музыка - это хорошо, но если вы действительно хотите научиться круто вестись, придется на время от нее отвлечься.

Старайтесь всегда поддерживать зрительный контакт с партнером и одновременно ощущайте его своим телом. Максимально сосредоточьте внимание на точках контакта с партнером, старайтесь почувствовать его как можно лучше. На какой ноге сейчас его вес? Хорошо ли он держит баланс? Имеют ли его руки упругую форму или проваливаются назад? Партнер зажат или расслаблен? - как вы это чувствуете? Он получает удовольствие от музыки и танца с вами или погружен в себя и выглядит неуверенно? Акцентирует ли партнер какие-то моменты за счет изменения скорости, мягкости или амплитуды движений? Старайтесь все это не просто увидеть, а именно почувствовать, пропустить через свое тело.

2) Расслабьтесь  и выключите голову

В первую очередь расслабьтесь психологически, не нервничайте, не ожидайте ничего от партнера, не пытайтесь угадать движения. Психологическое напряжение приводит к чрезмерному напряжению в теле, вы закрываетесь и не чувствуете партнера. Забудьте все связки, которые учили на уроках. Связки понадобятся партнеру, а не вам.

Не надо делать что-то наугад, потому что вроде как надо куда-то идти, а куда - непонятно. Нет ничего страшного в том, чтобы остановиться посреди танца и ждать, когда партнер даст более понятный импульс. Если вы не понимаете сразу какие-то движения - это в первую очередь проблема партнера, а не ваша, ничего плохого в этом нет. Вы еще учитесь.

Физическое расслабление тоже присутсвует, но это тонкая тема с массой нюансов. Оно присутствует не во всем теле, и уровень расслабленности меняется в течение танца. Если партнер очень мягенький и много танцует в близком объятии - расслабляйтесь и получайте удовольствие. Чем ближе контакт и чем мягче ведение, тем больше расслабление, чтобы почувствовать всё.



3) Учитесь в танце постоянно ощущать прикосновение партнера

Что бы вы ни делали, ваше внимание всегда должно быть сосредоточено на чувствовании рук партнера, а в близком объятии - всего его корпуса. Знаете, есть такое выражение - "превратиться в одно большое ухо". Вот здесь то же самое, только прислушиваться надо к своим тактильным ощущениям.

Почти все движения в паре сопровождаются для партнерши какими-то тактильными ощущениями. Смысл в том, чтобы научиться их ждать, понимать и реагировать именно на них, а не на бравое вышагивание партнера рядом с вами. Если у вас возникают сомнения, спросите преподавателя, что именно вы должны почувствовать при выполнении того или иного движения. Это очень важно, не оставляйте эти вопросы без внимания.

Мне приходит в голову сравнение с троллейбусом, который едет, только подсоединив свои "рога" к проводам, по которым идет ток. Без контакта с проводами троллейбус не едет. Если в проводах нет тока, - он тоже не едет. Подсоединитесь и ждите ток, - он вас поведет.

Бывают моменты, когда партнершу отпускают ненадолго в "свободное плавание" и освобождают руки, но в этих случаях остается визуальный connection, и это тоже очень важно.

4) Зеркальте направление корпуса партнера

Это скорее правило базовой техники, но оно значимо влияет на connection в паре. Если корпус партнера повернут на вас, то ваш корпус должен быть ровно напротив. Вы поворачиваетесь боком к партнеру, только когда он вас на это ведет.

Ошибки часто возникают на выходе из поворотов и вращений, когда партнерша самопроизвольно отворачивается от партнера и раскрывается куда-то не туда.

Фрагмент индива с Каду на пражском конгрессе, июль 2012



5) Вспоминайте обо всем этом как можно чаще. Практика решает.

Попробуйте осознанно фокусироваться на своих тактильных ощущениях. Практикуйтесь как можно больше на вечеринках. Танцуйте с как можно большим количеством партнеров, просите их говорить вам, когда вы идете без ведения. Приглашайте преподавателей на танец, берите индивы.

Важна практика именно на вечеринках и сампо, потому что на групповом уроке ваше внимание занято другими вещами, и там вы знаете, чего ждать. Посещая только групповые уроки и игнорируя вечеринки, коннекшену вы не научитесь.

Чем больше партнеров разного уровня, тем лучше. Чем разнообразнее танцует партнер, чем больше внимания на себя он забирает - тем эффективнее для вас. Потанцевать с преподавателем  или опытным танцором на вечеринке - отличный вариант, если он мягко ведет, использует разную скорость, меняет направление движений, умеет делать всякие обманки на ведение, если он умеет ненавязчиво вернуть ваше внимание на себя.

Вот что я имею в виду. Фрагмент индива с Жоржи на пражском конгрессе, март 2012



Плохая новость - таких партнеров очень мало. Танцуя преимущественно с ребятами, которые не дают коннекшен и пинболят вас по танцполу, вы никогда ему не научитесь. Вы просто не будете осознавать, что может быть по-другому, и у вас не будет практики.

Конгрессы, фестивали - всегда большой шаг в развитии. Если у вас есть возможность поехать на конгресс, не упускайте ее!!! Прозвучит непатриотично, но я всегда рекомендую выбирать заграничные конгрессы: там соотношение МЖ примерно 50/50, и вы не будете скучать у стенки - как минимум поэтому. Остальное поймете потом сами.

6) Очень действенный способ прокачать свой коннекшн - потанцевать с закрытыми глазами.

Даже самые простые движения и обнимашки откроются для вас с новой стороны через призму ощущений. Так и должно быть! Вы должны делать все движения, потому что вы их чувствуете телом, а не потому что видите, как партнер отходит в сторону и поднимает руку, типа вращайся давай.

Но будьте осторожны: формат вечеринок не подходит для такой практики! На вечеринке оба танцора должны смотреть по сторонам и поддерживать безопасность друг друга. Вы можете так практиковаться на сампо, но с условием, что партнер понимает свою ответственность за вашу безопасность.

В России периодически проводятся специализированные "слепые" семинары для танцоров "IN THE DARK" (организатор - школа "Art of play"). От 2 до 4 часов вы проводите с повязками на глазах, выполняя разные упражнения и танцуя друг с другом. Отзывы говорят о том, что многие во время семинара открывают для себя танец и коннекшен заново. Я сама была на таком семинаре, и мне очень понравилось. Очень рекомендую посетить это мероприятие, когда оно будет проводиться в следующий раз.



7) Не доделывайте движения за партнера, если он не ведет.

Иногда партнеры забывают дать часть импульсов при выполнении движения. Обозначают его начало, а на концовку не выводят, якобы партнерша уже поняла, что от нее требуется. Это некорректная позиция, т.к. движение может измениться в любой момент, и импульсы необходимо давать от начала и до конца. Или они просто пока не научились правильно и четко вести. Случается это очень часто.

Я рекомендую не делать ничего, если вы не чувствуете ведение, потому что иначе ваше тело привыкает не ждать партнера и при получении первого импульса проделывать заученное движение от начала и до конца. Навыки коннекшена это нисколько не развивает.

Это не обязательное правило, это моя позиция. В статье по ссылке выше я подробно описала проблему и свою точку зрения на этот счет. Вы можете прислушиваться к ней или нет. Я была удивлена, но статья вызвала большой резонанс среди партнеров, которые хотят видеть свои косяки в танце.

8) Устраните отвлекающие факторы

Неудобная одежда, некомфортная обувь, мешающие украшения забирают ваше внимание на себя и сильно отвлекают. Если вам важен коннекшен, то именно под него подбирается ваш внешний вид, а не наоборот.

В завершение этого раздела еще раз повторю, что коннекшн - это фундаментальная основа легкости партнерши. Без нее все остальное бесполезно, и вы весите тонну. Поэтому я уделила здесь так много внимания этой теме.

Навык коннекшена могут развить в себе абсолютно все, требуется лишь понимание, желание, регулярная практика и время. Все приходит постепенно.

-------------------------------------------------------------

Второй компонент: РАМКА

Рамка - это упругая, цельная конструкция, через которую происходит передача импульсов в паре (ведение-следование).

Рамка включает в себя руки, плечи, грудную клетку, пресс и спину. Ее обеспечивает группа активно работающих мышц, которые фиксируют суставы в определенном положении и снижают нежелательную подвижность в них. Жесткость рамки регулируется под текущего партнера по танцу и под выполняемые движения. О том, как все это работает, вы можете подробно прочитать в статье по ссылке.



Задача рамки - упростить и ускорить передачу импульсов за счет того, что в процессе участвуют не только руки, а сразу вся верхняя часть корпуса.

Если вы умеете пользоваться рамкой, то импульс сдвигает весь ваш корпус в нужном направлении, а не руку, за которой следует плечо, а потом остальные разрозненные части тела.

Помимо четкости понимания импульсов и реагирования на них хорошая рамка дает вам дополнительные преимущества:

- стабилизацию корпуса и сглаживание резких, некомфортных движений
- улучшенный баланс
- синхронизированную работу вашего тела
- безопасность движений (снижается риск растяжений, вывихов и прочих неприятных вещей)
- красоту осанки (частично)

Рамка - это большая тема, требующая хорошего понимания работы тела в танце. Я написала про рамку отдельную, очень подробную статью, ссылка на которую в подзаголовке, и не буду здесь подробно на этом останавливаться.

Чтобы стать легче, вам необходимо усвоить, что такое рамка, научиться выстраивать ее в своем теле и пользоваться ей: принимать импульсы через рамку, стабилизировать рамкой свой баланс, адаптировать тонус рамки под разные движения и мягкость партнера.

Хорошая рамка требует практики и определенной физической подготовки. Это нарабатывается, хотя сначала может показаться тяжело и непривычно.

На фото шикарная жесткая рамка у партнерши, необходимая для данного движения.



-------------------------------------------------------------

Третий компонент: БАЛАНС

Баланс - "равновесие; искусство удерживать равновесие тела или предметов во время каких-либо упражнений, трюков".

Согласитесь,что намного приятнее и легче управлять машиной, если она четко едет по дороге, а не уходит в занос или теряет управление. В танце аналогично.

До определенного этапа в своем развитии танцор не задумывается всерьез об умении держать баланс и не может адекватно оценить свой уровень владения (или невладения) балансом. Однако это еще один важный компонент легкости. Да и не только для партнерши.

Если вас заносит и пошатывает на некоторых движениях, если вы опираетесь на партнера для стабилизации, если вам тяжело даются вращения, если вы не можете в любой момент танца устойчиво замереть на месте, хоть на полупальцах одной ноги, - вам есть над чем работать.

Баланс - это еще одна большая тема, требующая отдельного подробного освещения, и на эту тему есть отдельная более подробная статья.



Хороший баланс -  по большей части это просто очень хорошее владение мышцами своего тела, умение обеспечивать ими стабильность корпуса. Это умение "подтянуть" и зафиксировать определенные мышцы.

Я бы выделила 2 основных принципа, на которых строится весь баланс:

1. Вертикальная ось и вытягивание корпуса по векторам.

Вертикальная ось есть всегда. Если вы умеете грамотно выстроить сквозь нее свой корпус, то вы сможете удержать баланс даже в сложном положении. Если нет - то она будет проходить через вас как попало, и неравномерное распределение тела по отношению к оси будет вызывать потерю равновесия.

В классическом понимании вертикальная ось проходит через все тело. Ее основа выходит из центра тяжести, который находится ровно под стопами, и верх оси выходит через макушку. Ось поддерживается за счет вытягивания тела вверх, по большей части мышцами спины и пресса (вектор вверх). Это действительно так, и это невероятно помогает в зуке. А еще сильное вытягивание корпуса вверх - основа всех вращений.

Но кроме этого существует много неклассических позиций с наклонами корпуса, скрутками и т.д. В таких позициях центр тяжести может быть не под стопой, и для уравновешивания корпуса используется несколько векторов. На фото выше центр тяжести находится в районе пальцев опорной стопы, вертикальная ось проходит через опорную часть стопы и нижний пресс девушки. Ноги немного отклоняются в сторону от оси. Удерживать баланс в такой позиции ей помогает второй вектор, который проходит горизонтально - в данном случае вдоль позвоночника. Впрочем, в социальном танце это вам уже вряд ли понадобится)

В зуке есть много движений с отклонением грудного отдела позвоночника. Во всех таких случаях вертикальная ось по прежнему проходит вдоль позвоночника, и вы поддерживаете ее, вытягивая вверх мышцы поясницы и пресса. Но из-за того, что верхняя часть спины наклоняется в какую-либо сторону, ось будет выходить не через макушку, а в районе плеча, грудной клетки или лопаток - в зависимости от того, в какую сторону делается наклон.

2. Контроль подвижности суставов

Самая устойчивая опора - это неподвижная опора. Именно поэтому, чтобы построить хороший баланс, необходимо устранить чрезмерную подвижность в суставах, которые в той или иной мере держат наш вес (служат опорой). А подвижность суставов регулируется прилегающим к ним мышцами. Напряжение определенных мышц позволяет зафиксировать сустав.

Ну это так, для общего понимания. Добавим конкретики.

"Танец - это спина". Что-то в этом роде я неоднократно слышала, и в этом есть истина. Позвоночник - это очень подвижная часть тела. Если спина расслаблена, то он будет гнуться в самых слабых  и подвижных своих местах  под тяжестью верхней части корпуса, головы и под влиянием физических движений в танце (привет, боль в пояснице). Баланса не будет, вернее он будет чисто случайным время от времени. Чтобы позвоночник не гнулся когда не надо и не дестабилизировал  баланс, его надо сделать максимально прямым и неподвижным. Именно это мы получаем, когда вытягиваем свой корпус вверх. Работа мышц спины и пресса позволяет привести позвоночник в стабильное положение. Чем лучше тонус ваших мышц, чем чаще вы заставляете их работать, тем проще вам будет управлять стабильностью позвоночника и вашим балансом в целом.

Спина очень много значит для баланса и всего танца. Но это не все, потому что в нашем теле есть еще много подвижных суставов. И тут мы не можем не поговорить про любимые суставы всех зукеров - тазобедренные)) Тазобедренные суставы умеют двигаться во всех направлениях, и как же сильно девчонки в погоне за красивостью себя ими дестабилизируют!

Запомните. Попа - это якорь. Втянутая попа эффективнейше ограничивает нежелательную подвижность в тазобедренном суставе. Она не позволит вам делать слишком большие шаги, не позволит настолько отклячить бедро, чтобы ваш баланс вышел за пределы стопы. Когда вы чувствуете, что смещенный баланс несет вас по танцполу, бросьте якорь - втяните попу.

Попа и спина. Спина и попа. Это первый уровень в освоении искусства баланса.

Next level - это понимание того, что помимо спины и попы есть еще как минимум колени и стопы. Дотянутые колени - это не требование нудного препода ради красоты, это в первую очередь все та же стабильная опора. Если вы встанете в какую-то сложную позу, то с дотянутым коленом устоять будет намного проще. А слабые стопы имеют тенденцию заваливаться и подворачиваться. И даже если вся верхняя часть корпуса гармонично выстроена, то слабая завалившаяся внутрь или наружу стопа вам подгадит. По себе говорю))

Какой из всего этого можно сделать вывод?

Укрепляйте свое тело. Учитесь владеть своими мышцами осознанно и безопасно.

Занимаясь только социальными танцами, вы не сможете в достаточной мере это сделать. Чтобы научиться хорошо держать баланс, выстраивать ось, контролировать свое тело, вам необходима нагрузка в несколько раз больше, а социальные танцы такую нагрузку не дают.

Лучший способ заставить свои мышцы работать - это сольная работа с весом своего тела. Никаких опор, партнеров, тренажеров. Ваше тело, пол и движения. Чем неудобнее и непривычнее положение тела для поиска баланса, тем лучше. Я впервые почувствовала, что значит тянуться наверх, когда нас на балете заставили делать все упражнения на середине зала, без станка. Именно тогда я с удивлением открыла, что у меня устают какие-то новые мышцы в спине. Понимание баланса тогда разделилось в моей жизни на "до" и "после".

На фото элемент из адажио на джаз-модерне.



УТЯЖЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Все утяжеляющие факторы связаны с отсутствием того или иного компонента легкости. Все из них были найдены в себе.

  • Слишком жесткие или слишком мягкие проваливающиеся руки. Танец на вытянутых руках или поджимание рук к себе. - Отсутствие рамки.

  • Угадывание движений - отсутствует connection и плохая рамка.

  • Слишком большие шаги. - Плохой баланс. Делая большие шаги, вы смещаетесь относительно вертикальной оси: рука партнера ведь не растягивается вместе с вашими шагами, и ваши ноги оказываются сильно дальше головы - это уже не вертикаль, это Пизанская башня.

  • Оседание на задней ноге. - Плохой баланс. В таком случае ваш центр тяжести находится под пяткой или даже за ней, и вас тянет назад. Чтобы вас уравновесить и сдвинуть, партнеру приходится прикладывать больше силы. Чем дальше центр тяжести, тем сложнее его сместить.

  • Бедра идут вперед корпуса или чрезмерное отклячивание бедер в сторону. - Плохой баланс. В таком случае центр тяжести постоянно гуляет из стороны в сторону и уходит за пределы стопы, вы отклоняетесь от оси - см. предыдущий пункт. В танце есть движения, начинающиеся с бедра, но это разовые стилистические движения, а не общая манера передвигаться. Вообще секрет в том, что когда отклячивается одно бедро, второе должно очень хорошо подтягиваться и фиксироваться, тогда опора будет стабильной. (спасибо, джаз-модерн)

  • Чрезмерное увлечение стилем. Партнерша старательно пытается каждый свой танец сделать максимально красивым и... перестает чувствовать партнера. Пропадает внимание к партнеру, т.к. красота танца  в приоритете. - Очень плохой connection.

  • Психологические факторы: нервы, стеснение, недоверие, нарциссизм, попытки оценить реакцию окружающих на себя в танце, попытки произвести впечатление на сидящих рядом, присматривание себе партнера на следующий танец "не отходя от кассы", поиски преподавателей на танцполе. - Плохой connection. Даже если партнер не понимает, чем заняты ваши мысли, он чувствует отчужденность, и качество танца сильно страдает.


Вам есть что добавить? Хотите пожаловаться на партнерш?) Пишите, мне очень интересны ваши комментарии
В этот раз на создание статьи у меня ушло больше времени, чем обычно, и я надеюсь, что она оказалась для вас полезной.



Вы можете следить за анонсами новых статей через группу в VK: https://vk.com/zoukability
Tags: connection, dance, zouk, баланс, зук, контакт, основы, ошибки, рамка, следование, танец, техника, физподготовка
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments